Ханты и манси в современном мире

Ханты и манси в современном мире

С 1931 г. существует Ханты-Мансийский национальный округ — Югра, с центром в Ханты-Мансийске. Советский строй параллельно с созданием местных органов
управления реально способствовал культурному подъёму обско-угорских народов. Были созданы литературный язык и письменность (первоначально на латинице, затем с использованием букв кириллического алфавита), с помощью которых можно было приступать к обучению грамоте и книгоизданию. Система национальных средних и специализированных школ дала первых представителей местной интеллигенции, которые по окончании педагогических высших учебных заведений в Ленинграде и Ханты-Мансийске стали первыми учителями, деятелями народного просвещения и даже первыми представителями нарождающейся литературы на национальном языке. Появились собственные поэты, писатели, художники, музыканты.

Зато перевод хозяйства на социалистические рельсы коллективизма вырвал жителей посёлков, располагавшихся вдоль течения рек, из их привычного окружения и загнал в большие сёла со смешанным населением, где разместились центральные усадьбы колхозов. С появлением промышленности началась новая волна переселений. Во второй половине 40-х гг. обские угры составляли всего 40% населения своих национальных территорий. А в настоящее время — только полпроцента! Промышленные предприятия по добыче и переработке нефти и газа, сильно загрязняют окружающую среду. Это сделало катастрофическим положение обско-угорских народов, лишив их возможности продолжать вести традиционный образ жизни. В тайге остается всё меньше промыслового зверя, в реках уменьшается количество рыбы. Некоторые привычки и замашки новых поселенцев также угрожают традициям коренных жителей. Случается, что промысловиков лишают их лесных балаганов-лабазов, где хранится охотничий припас и продовольствие, уничтожают капканы, из озорства и хулиганских побуждений отстреливают их охотничьих собак и домашних оленей.

Вследствие отказа от традиционного уклада жизни и от статуса национальной меньшинства в настоящее время треть обских угров не говорит совсем или едва говорит на национальном языке. В новых политических условиях, возникших с распадом Советского Союза, представители обско-угорской интеллигенции с чувством большей ответственности обращают взоры в сторону своих народов. Некоторые из их влиятельных представителей вернулись на родину, во многих проснулось уже почти забытое национальное чувство. Наблюдается доброжелательное отношение к обским уграм со стороны отдельных властных структур.

Одним из основополагающих вопросов с точки зрения интересов обско-угорских народов в современной Российской Федерации является вопрос о регулировании
собственности на землю. Вызывает опасения то, что в процессе возможной приватизации попадут в чужие руки леса, без обладания которыми навеки могут потерять надежду на выживание наши ближайшие родственники по языку. Новую проблему, с которой до этого не приходилось сталкиваться, представляет появление
мультинациональных нефтяных концернов. В ходе своих гигантских рекламно пропагандистских кампаний они возвещают о себе, о своих природоохранных технологиях, о своей экономической философии "друзей аборигенов". Это ещё вопрос, можно ли опираться на их экономическую силу обско-угорским народам или
же это будет означать для них новые, доселе неизведанные трудности.

По данным на 2015 год, в Нягани проживали чуть более трехсот пятидесяти горожан из числа аборигенного населения: ханты – 296 человек, манси – 53 человека, лесные ненцы – 3 человека. Сейчас их уклад жизни сравним с бытом других народов, но свои семейные обычаи они все также передают от отца к сыну, от матери к дочери. 

С целью сохранения самобытной культуры ханты и манси, возрождения их традиций, изучения родного языка в сентябре 2008 года в Нягани открылся Центр культуры малочисленных народов Севера как структурное подразделение Музейно-культурного центра. Для сохранения народных промыслов, уходящих корнями к древним истокам мастерства северных народов в различных видах прикладного творчества, здесь имеются мастерские по бисероплетению, деревообработке, работе с тканью, кожей, берестой и другими природными материалами. В ЦМНС проводятся различные мероприятия и разноплановые выставки, популяризирующие культуру коренных народов Севера. Стало традицией отмечать и национальные праздники – Вороний день, День рыбака. 

Неоднократно Нягань встречала гостей из числа представителей северной этнокультуры: сына охотника-ханты, ставшего известным хантыйским и российским писателем, Еремея Айпина, хантыйскую поэтессу и сказительницу Марию Волдину (Вагатову), самодеятельный коллектив «Югра хосыет», что в переводе с языка ханты означает «Созвездие Югры», и многих других, не менее известных в округе людей и творческих коллективов, кто проявляет уважение к истории автономного округа, кто заботится о сохранении и приумножении традиций коренных малочисленных народов Севера.

Не смотря на все усилия по сохранению культуры, на данный момент ситуация такова, что отдавая детей в школу, а частенько и в школу-интернат родители лишают их возможности в полной мере стать частью национальной культуры. Но при этом у них появляется возможность стать частью современного общества и мира.
Совместить современную жизнь с традиционной в существующей сейчас системе невозможно, а дальнейшее развитие техники и добыча природных богатств сокращают материальную базу традиционной культуры, переводя ее из этнографической реальности в историческую.